Как реорганизовать компанию в 2018 году? Предлагаем простую пошаговую инструкцию, при помощи которой можно реорганизовать ООО без особых хлопот и потери времени.
В чем заключается процедура реорганизации
Гражданское законодательство определяет процесс реорганизации предприятия, как прекращение полномочий действующего юр. лица, но с условием образования на его основе нового предприятия.
В зависимости от того, какие цели преследуются, реорганизация может принимать такой вид:
- выделение, то есть отсоединение отдельных юр. лиц, при этом материнская компания продолжает существовать;
- преобразование с полным изменение организационно-правовой формы;
- присоединение, при которой к работающему юр. лицу присоединяются другие предприятия;
- разделение – ликвидация основного юр. лица с образованием на его основе отдельных предприятий;
- слияние, то есть объединение совершенно различных предприятий с их ликвидацией и образованием нового ООО.
Особенности процедуры реорганизации ООО в 2018 году
Процедура реорганизации характеризуется такими особенностями:
- все действия осуществляются исключительно в добровольном порядке, в принудительном это возможно только по решению суда (государственных органов);
- решение принимается общим решением учредителей или каждым отдельным юр. лицом (например, при слиянии);
- реорганизация считается завершенной с момента гос. регистрации нового предприятия;
- в процессе действий по реорганизации могут быть изменены цели работы предприятия, организационно-правовая форма и прочее.
Реорганизация или ликвидация предприятия?
Есть ли разница между ликвидацией предприятия и его реорганизацией?
В первом случае ООО полностью прекращает свою деятельность по таким причинам:
- прибыли нет или работа предприятия убыточная;
- повышен риск нестабильности в результате ухудшения экономической ситуации;
- основные цели ООО достигнуты, дальнейшая работа не требуется;
- срок, на который было создано предприятие, истек.
Цели реорганизации совершенно другие, они включают в себя:
- повышение уровня конкурентоспособности на рынке, необходимость освоения новых рыночных отраслей;
- восстановление платежеспособности;
- оптимизация рабочих процессов, работы персонала;
- изменение методов ведение деятельности;
- защита от банкротства.
В некоторых случаях процесс ликвидации будет уместен, но чаще всего выбирается реорганизация, позволяющая продолжить свою деятельность, изменив принципы и цели работы ООО.
Порядок действий при реорганизации
Процесс реорганизации в каждом отдельном случае будет иметь свои нюансы, но существует общий порядок действий, которого следует придерживаться.
Это 7 основных шагов, включающих в себя:
- подготовка протоколов или решения о реорганизации;
- подача уведомления в ФНС;
- публикация соответствующего объявления;
- составление заявления (используется специальная форма Р14001);
- подготовка пакета документации;
- составление, подача обращения в ФНС;
- гос. регистрация.
Во время первого этапа осуществляет полная подготовка, включая выбор метода реорганизации, составление протокола общего собрания.
В протоколе необходимо указать:
- дата, место составления документа;
- полное, сокращенное наименование юр. лица;
- точный юр. адрес;
- полные данные о руководителе ООО;
- полные ведения об участниках (учредителях);
- уставной капитал;
- реквизиты банковских счетов;
- вид реорганизации, который будет использован.
Образцы необходимых протоколов и решений можно сказать на официальных порталах гос. услуг.
Вторым этапом является уведомление ФНС в письменной форме, для чего используется специальная форма. Если в процессе участвуют несколько юр. лиц, такое уведомление отправляет лицо, которое стало последним участником процедуры или указанное в соответствующем решении. К уведомлению в обязательном порядке прилагаются отдельные решения о реорганизации для каждого предприятия-участника.
Следующий этап – публикация соответствующего уведомления на страницах «Вестника Государственной регистрации». Для этого надо скачать и заполнить бланк-заявку, заполнить специальное сопроводительное письмо.
Далее заполняется заявление (используется ф. Р14001), в котором указываются внесенные изменения сведений о юр. лице.
Далее выполняется подготовка пакета документации, включающего в себя:
- учредительная документация для ООО;
- чеки на оплату госпошлины в размере 4 тыс. рублей;
- подтверждение публикации сообщения в Вестнике;
- справка, подтверждающая отсутствие задолженности в ПФ.
Дополнительно могут потребоваться заявление о реорганизации, договор о присоединении/слиянии, передаточные акты (если использовались методы выделения или разделения). Пакет подается в ФНС, сделать это можно при личном посещении, по почте, через представителя или в электронной форме. На территории Москвы доступны также способы подачи через Pony Express или DHL Express.
Последним шагом является получение документации о гос. регистрации, что можно сделать на шестой день с момента начала процедуры. На руки выдаются лист записи в ЕГРЮЛ и экземпляр учредительного документа с соответствующей отметкой.